Эклектика и фьюжн: разные подходы к смешению стилей
Слова «фьюжн» и «эклектика» часто используют как синонимы, это оправдано только в том случае, если мы абстрактно говорим о смешение разных стилей и направлений. В дизайне интерьера эклектика и фьюжн — не одно и то же. Это стили-единомышленники с общей задачей — смешивать и сочетать разностилевые элементы, и единой целью — создавать уникальные жилые пространства. Но хоть цель у них одна, средства разные. Посмотрим, где заканчивается эклектика и начинается фьюжн.
Эклектика: уже не историзм, ещё не фьюжн
Эклектичный интерьер — это не вынужденное соседство случайных вещей, и не «сборная солянка», в которой намешено всё подряд. У эклектики есть своя «рецептура».
Майкл Шон Смит: дизайнер Белого дома
В мире дизайна есть новаторы, которые спорят со старыми стилями, а есть «дипломаты», которые не спорят, а сочетают.
Термин «эклектика» или «эклектизм» (от греч. eklego — «выбираю») существовал ещё во II веке, так называлось направление греческой философии, объединяющее различные концепции, заимствованные из других философских систем.
Как о стиле интерьера об эклектике заговорили только в XIX веке, в то время особо смелые архитекторы и декораторы начали смешивать элементы барокко, классицизма и других исторических стилей, создавая более индивидуализированные пространства. Классическую обстановку в домах аристократов также начали активно разбавлять интерьерными диковинками, приплывающими в Старый свет из стран-колоний.
Эклектичный интерьер обычно сочетает ингредиенты двух-трёх стилей, стараясь объединить их за счет общего цветового решения и фактур или наоборот — сыграть на контрасте. Из всех экспериментальных стилей, стремящихся к сочетанию несочетаемого, эклектика наиболее сдержанный вариант.
Ещё один псевдо-синоним интерьерной эклектики — историзм. Как и эклектика он может миксовать классику и современность, но очень бережно и выверено, соблюдая историческую точность, выбирая только один классический стиль и аккуратно адаптируя его под наши реалии. В интерьере в стиле историзм не будет светодиодной подсветки, потолочных спотов или мебельных-трансформеров. Эклектика действует свободнее и может легко подружить современную мебель и декор с лепниной, нарядными каминными порталами и старомодным паркетом.
Эклектика роднит между собой близкие по духу стилевые направления или использует один стиль как основу, деликатно расставляя контрастные стилевые акценты с помощью другого. Популярный пример модной эклектики: исторический стиль в сочетании с контемпорари, приправленный несколькими выразительными этническими акцентами.
База для стилевого смешения чаще всего выбирается нейтральная: светлые стены, белый потолок, деревянный пол, главная роль отводится мебели и декору.
Эклектичные интерьеры необычные, художественные, детализированные, непохожие друг на друга. Их хочется разглядывать и разгадывать.
Эклектичные пространства не должны вызывают ощущения творческого хаоса, все предметы здесь ладят между собой, объединенные общим настроением или темой. Эффекта помогают добиться повторяющиеся образы: родственные линии в мебельной геометрии, узоры и оттенки в принтах, разные элементы, выполненные из идентичных материалов. Без дизайнерского чутья собрать такой интерьерный гербарий едва ли получится.
Фьюжн: свобода, но не китч
Стиль фьюжн (англ. fusion — «слияние») можно назвать идейным последователем эклектики. Фьюжн выходит на интерьерную сцену в конце XX века, предлагая объединить в одном пространстве на первый взгляд противоречивые и несовместимые идеи. Весь фокус в том, чтобы «сочетание несочетаемого» выглядело целостно и гармонично.
Фьюжн смелее эклектики, фьюжн контрастнее, фьюжн окончательно развязывает фантазии руки и вольно трактует историю.
Если деликатная эклектика работает с двумя-тремя стилями, глобальный фьюжн ни в чём себя не ограничивает, смело миксуя эпохи и страны, сталкивая разные культурные традиции и образы.
Фьюжн едва ли совместим с минимализмом, как и эклектика он тяготеет к детализации, обилию декора и фактур. Фьюжн — это скорее про интерьерный максимализм, но без ощущения избыточности, помогает в этом зачастую всё та же нейтральная отделка.
Фьюжн больше любит яркие цвета, активнее использует стили второй половины XX века и современные материалы. Историзм в стиле фьюжн скорее ироничный. Одна из «фишек» — добавить в интерьер исторического вида объект, выполненный например из полипропилена, или классической формы кресло с поп-арт принтом. Если в таком интерьере и присутствуют статусные элементы, они смотрятся скорее богемно, дворцовая роскошь исторических стилей — это не про фьюжн.
Фьюжн работает на грани китча, но не забывает про умеренность. Вся разношерстная компания из отделки, мебели и декора в таком интерьере должна быть объединена общей концепцией. Такая обстановка, хоть и построена на контрастах, выглядит завершенной.
Фьюжн не любит традиционные планировки и жесткое разделение на функциональные зоны. Связь между объектами в таком пространстве продиктована скорее эмоциями, чем функциональностью. При этом у интерьера в стиле фьюжн нет задачи эпатировать или рассмешить, его цель — рассказать личную историю своих обитателей.
Главный ингредиент интерьера в стиле фьюжн — хороший вкус и здравый смысл, без них он может превратиться в хаос. Нарушать правила тоже нужно с умом.
Женская комната: будуарный стиль в интерьере
Бархатистая кушетка, свежие цветы в вазе, девушка в пеньюаре сидит перед трюмо и пишет письма на надушенной розовой бумаге. Как сформировался этот образ и можно ли воспроизвести будуарную атмосферу в современном интерьере?
Любой проект интерьера — всё равно что сшитое на заказ платье, и если проекты, выполненные в рамках одного стиля, можно сравнить с классическим кроем, то фьюжн и эклектика — это экстравагантные дизайнерские модели, второго такого «платья» не найдешь. Создавать уникальное всегда сложнее, такую работу стоит доверить опытному дизайнеру интерьера.