А вы знали: 7 интересных фактов про обои
-
1. Made in China
-
2. Всё своё ношу с собой
-
3. Шёлк и мех
-
4. При чём тут отопление
-
5. Шире, длиннее, дешевле
-
6. Почему цветы
-
7. Ретроспектива
Бумажные обои появились ещё до нашей эры, было время, когда позволить себе этот отделочный материал могли только короли и очень состоятельные люди, когда-то обои вставляли в раму, а некоторые даже покрывали мехом, а паровое отопление домов навсегда изменило их судьбу. Делимся фактами.
Made in China
Как говорится: всё делается в Китае. Вот и первые бумажные обои появились на свет именно там.
Древний Китай — родина так называемой рисовой бумаги, которую использовали для живописи и каллиграфии. Ещё во II веке до нашей эры китайцы разглядели её потенциал в качестве отделочного материала.
В течение столетий производство китайской бумаги совершенствовалось, а технологии хранились в тайне, за которой охотились представители других цивилизаций. Согласно легенде, бумажный секрет выболтал японским соседям странствующий монах Дан-Хо в 610 году уже нашей эры.
Вслед за Японией бумагу приноровились производить в Корее и Индии, к XI веку она заменила папирус и пергамент в Арабском мире и наконец добралась в Европу.
Всё своё ношу с собой
В XV веке художник Жан Бурдишон получил заказ на роспись 50 бумажных рулонов для французского короля. Бурдишон нарисовал прекрасных ангелов на небесно-голубом фоне, а Людовику XI так понравился этот арт-объект, что он постоянно перевозил его с собой из замка в замок. Для удобства король велел сделать обои портативными .
Европейская знать того времени тоже взяла моду заказывать роспись бумажных рулонов у художников. Такие полотна монтировали на холсты, натягивали на раму и крепили к стене, с которой их можно было снять, если потребуется декорировать другую резиденцию или вывезти из дома ценности в случае войны. Обои тогда мало отличались от картин.
Шёлк и мех
В ХVII век, несмотря на то, что в Европе уже появились собственные обойные мастера, в домах буржуа были особенно востребованы обои из Китая. Бумажные полотна из Поднебесной украшали изображения парящих журавлей, певчих соловьёв, мудрых драконов, пышных пионов, изгибов дикой сливы и китайских пагод. Роспись производилась вручную и стоили такие обои немало. Их было принято называть фальшивым шёлком, поскольку рисунки повторяли мотивы на китайском текстиле.
Европейцы долго воспринимали обои как некую имитацию ткани, которую было привычнее видеть на стенах богатых домов, нежели бумагу.
Не редкостью в декоре стен были и шкуры диких животных. Возможно, это вдохновило европейских мастеров на создание меховых обоев. Для производства этой диковинки бумага покрывалась специальным лаком, на котором держалась шерсть, создавая мохнатое покрытие.
При чём тут отопление
Ковры, гобелены и прочий текстиль на стенах европейских домов выполняли важную утилитарную функцию утеплителя. Тонкие бумажные обои на эту роль никак не подходили.
Все изменилось для обоев к концу XIX века, когда мир преобразили новые технологии, и богатые дома Европы обзавелись паровым отоплением. В утеплении стен больше не было необходимости, пришло время думать о прекрасном.
Шире, длиннее, дешевле
В XVII веке гравер Жан-Мишель Папиллон начинает использовать специальные деревянные блоки для создания непрерывных узоров на обойной бумаге. Сто лет спустя Кристоф Филипп Оберкампф изобретает первую машину для печати, а обои повсеместно появляются на прилавках модных магазинов в Старом и Новом свете.
Обои становятся доступны среднему классу только в XIX веке.
Стоимость обоев снижается, благодаря автоматизации процесса. Новые печатные машины позволяют печатать более длинные и широкие листы, и выпускать сотни рулонов в день.
В начале XX века обои уже считаются обыденностью и традиционным выбором для отделки стен.
Почему цветы
Природа во все времена считалась лучшим художником и бессменной музой творцов, будь то деятель искусства или ремесленник. Именно флоральные мотивы чаще всего встречались на гобеленах и тканях, которые пытались имитировать обойные мастера. С гобеленов цветочки и листочки перекочевали на обои и до сих пор «не завяли» в интерьерах.
Ретроспектива
Долгое время главной эстетической функцией обоев оставалась имитация. Модные обои VIII-XIX не только пытались подражать текстилю, но также имитировали рисунок натурального камня, лепнину и архитектурные элементы.
Примечательно, что обои, имитирующие мрамор и другие отделочные материалы, сотни лет спустя снова на пике популярности, а в 2022 году одним из главных интерьерных хитов стали архитектурные мотивы на стенах.
Как тут не вспомнить о том, что мода циклична.
История обоев продолжает писаться, а технологии производства совершенствоваться. Современные обои настоящие долгожители, по сравнению с образцами прошлых столетий, и по-прежнему модный отделочный материал.
В статьи представлены образцы из ассортимента салонов «Manders» (секция А4, А3) и «Loymina Style Spb» (секции А17, А17А)
Комментариев0