Свести к минимуму: история интерьерного минимализма
-
1. Минимализм как искусство протеста
-
2. Философия или пародия?
-
3. Пластик, цельность и бесшовность
-
4. А почему белый?
-
5. Минимализм сегодня
Корни японского минимализма уходят в почву восточной философии. А в каких условиях этот стиль развивался в западных странах? Рассказываем.
Минимализм как искусство протеста
В живописи, архитектуре, дизайне и интерьере минимализм зародился как реакция новых художников на эстетику модерна начала 20 века.
Декоративный, сложносочиненный, вдохновленный растительным миром и фольклорными мотивами Средневековья, модерн после Первой мировой войны воспринимался новым поколением творцов как искусство избыточности, которое себя изжило.
Минимализм быстро приобрёл востребованность, которую подстёгивала послевоенная нехватка материалов и необходимость доступного жилья. К минимализму тяготела школа Баухаус в Германии, французские функционалисты, советские конструктивисты и футуристы.
Новая архитектура счищала с фасадов здания декор, выбирала практичность и лаконичность, стекло и бетон. Новый дизайн отказывался от декоративности и образности в пользу функциональных предметов и чистых линий.
В 1960-х годах в Нью-Йорке сформировалось художественное течение минимал-ар, также известное как искусство ABC, то есть простое и понятное, как три первых буквы английского алфавита. Его можно считать апогеем минимализма в живописи и скульптуре. Художники и скульпторы ABC решили избавить искусство от символизма и метафор, предлагая взамен упрощенные геометрические формы, монохромность, промышленные материалы и минимум выразительных средств, чтобы убрать из искусства понятие самовыражения и передавать самую суть предметов.
Философия или пародия?
В европейском и американском послевоенном минимализме также хорошо чувствуется влияние японской культуры, в которой пустота расценивается как нечто эстетичное и сакральное, а предметное изобилие, к которому была склонна европейская культура Старого света, как признак душевной бедности. Отказ от неконтролируемого потребления, бережное отношения к вещам, интерьерный аскетизм — всё это пришлось по вкусу западной элите.
Японский взгляд на вещи предлагал рассматривать предметы как самодостаточные явления, ценить сущность материалов, из которых они изготовлены, стремиться к близости с природой.
В западных минималистичных интерьерах вдохновение японской философией проявило себя в открытых планировках, минимуме декора и деталей, тщательной работе с материалами и фактурами.
Что же получилось в результате? Минимализм стал очень дорогим архитектурным и интерьерным стилем, который работал со статусными материалами и новыми технологиям. Это был стиль просторных квартир, загородных вилл и коттеджей. В результате, отрицая элитарную избыточность, западный минимализм в какой-то степени превратился в пародию на самое себя, поскольку сам стал элитарным явлением.
Да, количество предметов в домах и квартирах уменьшилось, но стоили эти предметы немалых денег.
В сторону от дорогого элитарного минимализма ушёл разве что скандинавский дизайн, который, как и японский, выбрал путь простоты.
Пластик, цельность и бесшовность
Технический прогресс внёс свой вклад в развитие нового течения в дизайне. Промышленная революция поставила производство мебели на поток, и главным приоритетом серийного производства тут же стала лаконичность форм и функциональность, обеспечивающие простоту производства и транспортировки.
Дизайнеры открыли для себя сперва гнутую фанеру, а затем и пластик, который развязал им руки, позволив создавать литые цельные объекты.
В какой-то момент погоня за бесшовностью поверхностей и отсутствием конструктивных креплений стала главным трендом предметного дизайна.
В это время Вернон Пантон отливает из пластика свои легендарные стулья без ножек.
А Арне Якобсен создаёт культовые кресла «Лебедь» и «Яйцо».
А почему белый?
Вероятно, любовь к белому цвету тоже пришла к минимализму из Японии, где он считается синонимом пустоты. Но также есть мнение, что минималистов вдохновляли просторные светлые галерейные пространства. Новые объекты промышленного дизайна в интерьерах отчасти выполняли функцию арт-объектов, а арт-объекты принято выставлять в художественных галереях, которые принято красить в белый цвет.
Для скандинавского минимализма, пожалуй, есть объяснение и попроще: короткий световой день заставлял красить тёмные комнаты в светлые тона.
Яркие цвета в минималистичных интерьерах могли существовать в качестве акцентов, но постепенно уходили, оставляя вместо себя внимание к фактурам, материалам и световому потоку.
Минимализм сегодня
Современному интерьерному минимализму необязательно быть роскошным и просторным. Он может обойтись без панорамных окон и обилия полированных поверхностей, ему необязательно обладать скандинавским или японским колоритом, ему даже не нужно быть белым.
Современный минимализм легко приживается на базе малогабаритных квартир, сотрудничает с тёплыми цветами и тёмными глубокими оттенками, принимает под своё крыло вещи из разных эпох и культур.
Сегодня минимализм — это больше про образ жизни и мысли: заботу об экологии, переработанные материалы и ответственное потребление. В наше время он вернулся к тому, с чего начинался: к вопросу «А нужно ли человеку так много вещей?».
Комментариев0