Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство
-
1. Семейный бизнес и искусство
-
2. Стекло и природа
-
3. Много лет спустя
Луис Комфорт Тиффани внёс столь весомый вклад в развитие модерна начала XX века, что это направление иногда так и называют «тиффани». Он вывел декоративно-прикладное искусство на новый уровень, одним из первых примерил профессию дизайнера, изобрёл принципиально новую технику работы с витражным стеклом, влюбил весь мир в свои красочные абажуры и создал стиль, который остаётся востребованным больше ста лет спустя. Рассказываем, как у него это получилось.
Семейный бизнес и искусство
Луи Комфорт Тиффани (1848-1933) не был основателем компании «Тиффани и Ко», он был сыном основателя компании и на первых порах не проявлял никакого интереса к её развитию. Его волновало искусство и то, что он называл поисками истинной красоты. Его отец Чарльз Льюис Тиффани, вероятно огорченный холодным отношением наследника к семейному бизнесу, всё же не стал препятствовать художественному паломничеству сына.
Луи Комфорт Тиффани (также известный как ЛКТ) обучался в нью-йоркской Национальной академии дизайна и много путешествовал по Европе, впитывая её культурное и эстетического разнообразие.
Самым ярким впечатлением для начинающего художника-ремесленника стали витражи Шартрского собора, которые определили его будущий творческий путь.
Абажур «Нарциссы»
В 1872 году Тиффани вернулся к жизни в Нью-Йорке, завёл семью и всерьез занялся изучением декоративного искусства. Он занимался и дизайном интерьеров, в 1879 году ЛКТ открыл собственную фирму, которая оказывала услуги по подбору стиля, мебели и декора для жилых пространств обеспеченных американских граждан. То есть по сути была одной из первых дизайн-студий. В 1882 году фирма Тиффани даже получила заказ на оформление интерьеров Белого Дома. В этом проекте тоже не обошлось без витражей. К сожалению, новомодные труды Тиффани были демонтированы в 1902 году, когда действующая власть решила вернуться к классическому стилю.
Лампы в стиле Тиффани из ассортимента компании «Идеи света» (секция С7B)
В 1883 году ЛКТ распустил дизайн-студию и основал мастерскую, в которой трудились дизайнеры, художники и стеклодувы. А после кончины отца в 1902 году стал первым арт-директором в «Тиффани и Ко» и создал отдел ювелирных украшений при легендарном магазине на Манхэттене.
Но прославился Луи Комфорт Тиффани прежде всего благодаря своим витражным лампам и новому взгляду на работу со стеклом.
Стекло и природа
Витражное стекло стало главной страстью в жизни Тиффани. Существующие технологии не отвечали его творческим замыслам, и он создал новую витражную технику, соединяя маленькие кусочки стекла при помощи тонких полосок медной фольги. Раньше для этих целей использовали свинцовые полосы, которые ЛКТ посчитал слишком грубыми: свинец не позволял работать с объемными формами и достичь необходимой детализации рисунка.
Новый способ изготовления витражей унаследовал фамилию своего создателя и до сих пор известен под ней во всём мире.
На создании новаторской витражной техники ЛКТ не остановился. Углубившись в изучение химии, он изобрел несколько новых видов стека, среди которых особой популярностью пользовалось фавриль. Дело в том, что от средневековых технологий окраски готовых стекол Тиффани тоже был не в восторге, потому что они лишали столь любимый им материал необходимой прозрачности. Слияние расплавленной стеклянной массы с оксидами металлов позволило Тиффани создать фавриль — переливающееся всеми цветами стекло с диахроническим эффектом, которое не нужно было окрашивать.
Абажур «Ракитник»
Его витражи не походили на аналоги прошлого, они были утонченнее и зрелищнее. Новая технология позволяла собирать изделие из мелких стеклянных фрагментов, а самое главное: работать не только с плоскостью, но и с объёмом, благодаря чему мир увидел красочные витражные плафоны, мягко приглушающие электрический свет ламп. Лампы Тиффани быстро стали трендом и синонимом стиля модерн для всей Европы.
Тиффани был творцом эпохи ар-нуво. Как и все адепты нового искусства, он искал вдохновение в природных мотивах, плавных флоральных изгибах, перламутровых крыльях стрекоз, ярких оттенках листвы и зрелых плодов, пытаясь поймать и зафиксировать красоту живого мира в неподвижности цветного стекла.
Не так давно стало популярно мнение, согласно которому основные элементы растительного дизайна культовых ламп разработал не сам Тиффани, а некая Клара Дрисколл, трудившаяся под его началом в женском подразделении компании. Поговаривают, что именно Клара была создательницей знаменитых флоральных плафонов, тогда как до неё узоры витражей от Тиффани были в основном геометрическими.
Как бы там ни было, вклад самого ЛКТ не стоит недооценивать, как минимум, говоря о технической составляющей процесса.
Много лет спустя
Торговая марка Тиффани стала воплощением стиля модерн. Именно из-за этой неразрывной связи в 1930-х годах продажи компании резко упали, когда на смену ар-нуво пришло ар-деко. К сожалению, именно в этот период банкротства скончался Луис Комфорт Тиффани, не узнав, что компания сможет пережить тяжелые времена, а цена на его оригинальные светильники в наше время будет стартовать от миллиона долларов.
Обои Tiffany Design из ассортимента салона «Manders» (секция А4, А3)
Интерес к витражной технике Тиффани до сих пор жив, на сегодняшний день она является самой распространенной в мире. А светильники в стиле Тиффани, собранные из разноцветных фрагментов стекла, снова востребованы в нашу новую интерьерную эпоху, позволяющую свободно смешивать стили.
Комментариев0