Алессандро Мендини: главный шутник итальянского дизайна
-
1. В эпицентре постмодернизма
-
2. Памятник сгоревшему стулу
-
3. Ре-дизайн и банальный дизайн
Его называют радикальным авангардистом, реформатором и бунтарём. Дизайнер, архитектор, идеолог, теоретик и автор самых ироничных и парадоксальных объектов в истории дизайна. Всё это Алессандро Мендини.
В эпицентре постмодернизма
Шутник и радикал от мира итальянского дизайна родился и вырос в Милане, там же в 1959 году получил архитектурное образование и поступил на работу в дизайнерское бюро. Много времени, чтобы заявить о себе ему не потребовалось.
Талант Мендини выходит на сцену итальянского дизайна в начале 60-х. В то время модернизм, когда-то смотревший в будущее, становится вчерашним днём, освобождая дорогу молодым авангардным направлениям, которые кипят новыми идеями и стремятся переосмыслить саму задачу дизайна. Самыми заметными и влиятельными из них становятся антидизайн и радикальный дизайн, к которому примыкает Мендини.
Это время концептуальных и глобальных экспериментов. Эргономика, эстетика и функциональность обесцениваются в угоду протесту. Постмодернизм второй половины XX века выступает против продукта, ориентированного на потребителя.
Диван «Kandissi»
Мендини быстро находит единомышленников в авангардной среде. В 1973 году Мендини вместе с легендарным Этторе Соттсассом создают группу «Global Tools» — так называемую школу-лабораторию радикального дизайна, используя в качестве своего рупора журнал «Casabella», где Мендини пробует себя в роли редактора.
Довольно скоро Мендини становится тесно в рамках одного направления. Охладев к радикальному авангарду к концу 70-х, он создает журнал «Modo», посвященный зарождающемуся «новому» дизайну, а в 1980 году успешно примеряет роль главного редактора журнала «Domus», превращая когда-то вполне традиционное издание в глашатая нового авангарда.
В 1979 году Мендини выступает уже в качестве идейного лидера группы «Studio Alchimia», работающей в жанре смешения популярной культуры и радикального китча.
10 лет спустя деятельный Мендини открывает собственную студию «Atelier Mendini». В этот период появляется один из самых заметных его проектов — здание музея «Groninger» в Нидерландах.
Музей «Groninger»
Памятник сгоревшему стулу
Мендини начинал радикально, но с юмором. Пренебрежение эргономикой и функциональностью, свойственные постмодернизму, он стремился довести до абсурда, намеренно проектируя абсолютно бесполезные в быту предметы.
Школа радикального дизайна «Global Tools» была намерена перевернуть с ног на голову заветы модернизма, освободив дизайн от бытовой и функциональной нагрузки.
Продуктом такого подхода стал деревянный стул «Lassu», на который невозможно было сесть. Но практическая функция у арт-объекта всё-таки нашлась: он отправился на растопку в печь.
Памятник сгоревшему стулу «Lassu» в Германии
Бесполезный, но концептуальный предмет, олицетворяющий эпоху, даже удостоился памятника, известного как «Памятник сгоревшему стулу».
Ре-дизайн и банальный дизайн
Пыл итальянского антимодернизма угасает уже к середине 80-х, а Мендини продолжает искать пути творческого самовыражения. Его авторству принадлежат такие понятия как ре-дизайн и банальный дизайн, в основе которых лежит идея преобразования.
Главная задача ре-дизайна заложена в названии, он стремится переосмыслить классику и подарить легендарным объектам новую весёлую жизнь, иронизируя над понятием хорошего вкуса. Метаморфозы происходят с такими хитами предметного дизайна, как кресло «Superleggera» Джо Понти и венский стул «Tonet»: из традиционных предметов быта с лёгкой руки Мендини они превращаются в забавные арт-объекты.
Переосмысленный стул «Tonet»
Банальный дизайн тоже стремится преобразовывать привычное, взять за основу банальность и подчеркнуть её чем-то противоестественным, например цветом и орнаментом, который в традиционном представлении не сочетается с формой. Таким стало культовое кресло «Proust», в котором элитарное объединилось с китчем.
Кресло «Proust»
Мендини создает предметы, которые он называет «безмолвными друзьями», открывая их сакральную сущность и иронизируя над формой.
Кресло-стол «Zanbro» и штопор «Anna»
Ещё один известный пример небанального дизайна — популярная в 90-е серия «Anna», представляющая собой кухонные приспособления в виде фигурок с улыбающимся женским лицом.
Сегодня его работы стали лотами на аукционах, экспонатами мировых музеев и арт-галерей, а его проекты по-прежнему поражают воображение. Алессандро Мендини ушёл из жизни в 2019 году, до последних дней своей жизни занимаясь любимым делом — дизайном.
Комментариев0