11.11.2020 20:00

Алессандро Мендини: главный шутник итальянского дизайна

Содержание статьи:
  • 1. В эпицентре постмодернизма
  • 2. Памятник сгоревшему стулу
  • 3. Ре-дизайн и банальный дизайн
Ева Корнеева
Просмотры9865

Его называют радикальным авангардистом, реформатором и бунтарём. Дизайнер, архитектор, идеолог, теоретик и автор самых ироничных и парадоксальных объектов в истории дизайна. Всё это Алессандро Мендини.

В эпицентре постмодернизма

Шутник и радикал от мира итальянского дизайна родился и вырос в Милане, там же в 1959 году получил архитектурное образование и поступил на работу в дизайнерское бюро. Много времени, чтобы заявить о себе ему не потребовалось.

Талант Мендини выходит на сцену итальянского дизайна в начале 60-х. В то время модернизм, когда-то смотревший в будущее, становится вчерашним днём, освобождая дорогу молодым авангардным направлениям, которые кипят новыми идеями и стремятся переосмыслить саму задачу дизайна. Самыми заметными и влиятельными из них становятся антидизайн и радикальный дизайн, к которому примыкает Мендини.

Это время концептуальных и глобальных экспериментов. Эргономика, эстетика и функциональность обесцениваются в угоду протесту. Постмодернизм второй половины XX века выступает против продукта, ориентированного на потребителя.

Диван «Kandissi»

Мендини быстро находит единомышленников в авангардной среде. В 1973 году Мендини вместе с легендарным Этторе Соттсассом создают группу «Global Tools» — так называемую школу-лабораторию радикального дизайна, используя в качестве своего рупора журнал «Casabella», где Мендини пробует себя в роли редактора. 

Довольно скоро Мендини становится тесно в рамках одного направления. Охладев к радикальному авангарду к концу 70-х, он создает журнал «Modo», посвященный зарождающемуся «новому» дизайну, а в 1980 году успешно примеряет роль главного редактора  журнала «Domus», превращая когда-то вполне традиционное издание в глашатая нового авангарда. 

В 1979 году Мендини выступает уже в качестве идейного лидера группы «Studio Alchimia», работающей в жанре смешения по­пулярной культуры и радикального китча. 

10 лет спустя деятельный Мендини открывает собственную студию «Atelier Mendini». В этот период появляется один из самых заметных его проектов — здание музея «Groninger» в Нидерландах.

   Музей «Groninger»

Памятник сгоревшему стулу

Мендини начинал радикально, но с юмором. Пренебрежение эргономикой и функциональностью, свойственные постмодернизму, он стремился довести до абсурда, намеренно проектируя абсолютно бесполезные в быту предметы. 

Школа радикального дизайна «Global Tools» была намерена перевернуть с ног на голову заветы модернизма, освободив дизайн от бытовой и функциональной нагрузки.

Продуктом такого подхода стал деревянный стул «Lassu», на который невозможно было сесть. Но практическая функция у арт-объекта всё-таки нашлась: он отправился на растопку в печь.

Памятник сгоревшему стулу «Lassu» в Германии

Бесполезный, но концептуальный предмет, олицетворяющий эпоху, даже удостоился памятника, известного как «Памятник сгоревшему стулу».

Ре-дизайн и банальный дизайн

Пыл итальянского антимодернизма угасает уже к середине 80-х, а Мендини продолжает искать пути творческого самовыражения. Его авторству принадлежат такие понятия как ре-дизайн и банальный дизайн, в основе которых лежит идея преобразования.  

Главная задача ре-дизайна заложена в названии, он стремится переосмыслить классику и подарить легендарным объектам новую весёлую жизнь, иронизируя над понятием хорошего вкуса. Метаморфозы происходят с такими хитами предметного дизайна, как кресло «Superleggera» Джо Понти и венский стул «Tonet»: из традиционных предметов быта с лёгкой руки Мендини они превращаются в забавные арт-объекты.

Переосмысленный стул «Tonet»

Банальный дизайн тоже стремится преобразовывать привычное, взять за основу банальность и подчеркнуть её чем-то противоестественным, например цветом и орнаментом, который в традиционном представлении не сочетается с формой. Таким стало культовое кресло «Proust», в котором элитарное объединилось с китчем.

Кресло «Proust»

Мендини создает предметы, которые он называет «безмолвными друзьями», открывая их сакральную сущность и иронизируя над формой.

Кресло-стол «Zanbro» и штопор «Anna»

Ещё один известный пример небанального дизайна — популярная в 90-е серия «Anna», представляющая собой кухонные приспособления в виде фигурок с улыбающимся женским лицом.

Сегодня его работы стали лотами на аукционах, экспонатами мировых музеев и арт-галерей, а его проекты по-прежнему поражают воображение. Алессандро Мендини ушёл из жизни в 2019 году, до последних дней своей жизни занимаясь любимым делом — дизайном.

Комментариев0

Оставить комментарий:
Ваш комментарий отправлен на модерацию.

Статьи по теме

14.11.2024

Чем и как украсить детскую комнату к Новому 2025 году?

Давайте подробно рассмотрим советы и идеи на тему, как и чем украсить детскую комнату к Новому 2025 году, чтобы наши дети ждали праздника с таким же восторгом и трепетом...

10.08.2024

Топовые тренды прикроватных тумбочек 2024: сделайте свою спальню стильной

Если вы хотите придать своей спальне особый шарм, обратите внимание на актуальные тенденции дизайна прикроватных тумбочек. Подберите такую, которая будет идеально сочетаться с вашим интерьером и отражать ваш вкус.

02.08.2024

Идеальный лофт: современный дизайн интерьера, тенденции и инновации, которые стоит попробовать прямо сейчас

Это не просто оживление устаревающего стиля лофта, это его трансформация в современное и комфортное пространство.

31.07.2024

Самые модные диваны года: лучшие цвета, материалы и стили.

Если вы хотите обновить свою гостиную с помощью нового дивана, обратите внимание на самые актуальные тенденции.

29.07.2024

Будьте в тренде: лучшие цветовые решения для кухонных шкафов 2024 года – наш топ-10

Несколько лет назад белые кухни были в тренде, однако сегодня люди предпочитают больше цвета и индивидуальности. Выбор цвета кухонного шкафа играет важную роль, поэтому стоит обратиться к мнению экспертов.